Интердвижение

Интердвижение

Для того, кто привык к автомобильным выставкам в Женеве, Париже, Франкфурте или Детройте, амстердамская ярмарка InterTraffic 2014 покажется автосалоном «наизнанку».

Вместо машин на стендах тут светофоры, шлагбаумы, отбойники, паркоматы, видеокамеры… В том числе — и наши, российские.

–Смотри, наша стойка держит велосипед не за колесо, а за вилку, вот поэтому мы и выиграли. Один из менеджеров компании HR Groep из Эйндховена объясняет мне, как устроена рампа велосипедной парковки MB Track&Trace — в этом году именно ей достался Гран При конкурса на лучшую дорожную инновацию, который проходит в рамках выставки. В мире Интертрафика — это нечто вроде премии Car of The Year. И победа «велосипедистов» — лучшая визитка всего европейского дорожного хозяйства.

InterTraffic — главная и самая крупная отраслевая выставка, которая проводится с 1972 года. Периодичностью — раз в два года — она похожа на автосалоны во Франкфурте или Париже. Причем с 2001 года, сразу после амстердамского Интертрафика, в Турции стартует еще один — InterTraffic Istanbul со своей региональной спецификой. А с недавних пор проводятся также и два других официальных «клона» — InterTraffic India и InterTraffic China.

Не знаю как индийская и китайская выставки, а амстердамская живет нуждами Западной Европы, где все магистрали уже построены, потоки распределены и у дорожников, по сути, остаются лишь проблемы транспортного «тюнинга». В самом Амстердаме это велосипеды. Внутри административных границ города живет 800 тысяч человек, у которых зарегистрировано 300 тысяч автомобилей — и 850 тысяч велосипедов. Днем их принято бросать пристегнутыми к оградам мостов и каналов (тут власти, похоже, бессильны), хотя есть и цивилизованные многоуровневые велопарковки. Но большинство из них держат велосипед за колесо — а значит, есть риск погнуть обод. Вот почему «рогатина» MB Track&Trace и вызвала такой интерес.

Вдобавок на зафиксированный за вилку велосипед удобнее грузить поклажу или усаживать ребенка. Причем HR Groep предлагает оснащать такие парковки датчиками свободных мест и объединять в общую онлайн-систему бронирования и оплаты.

С прошлой осени испанская компания Cidro предлагает закрывать торцы дренажных кюветов решетчатыми пандусами, чтобы при вылете с трассы автомобиль не врезался в вертикальный бетонный откос, а «перепрыгивал» его

Металлургический гигант ArcelorMittal, который поставляет прокат половине автоконцернов, продвигает на выставке отбойники из автомобильной высокопрочной стали вместо традиционной нержавейки. Коррозия? От нее должно защищать новое цинк-алюминий-магниевое покрытие Magnelis, которое, правда, делает отбойник не намного дешевле автомобильного кузова.

Но если требуется сэкономить, можно установить и отбойники из… дерева! Причем такие в Европе стоят не только на загородных дорогах, но и на горных серпантинах.

Важной новинкой европейцам показался переносной светодиодный светофор Tempo с возможностью питания от солнечных батарей и дисплеем таймера. Другое ноу-хау — пластиковые госномера, символы которых составлены из отдельных объемных букв по принципу детской азбуки: внешний вид и читаемость таких табличек лучше. А как вам специальный автомобиль, предназначенный для быстрой автоматизированной установки резиновых конусов?

Впрочем, в Амстердаме были и более насущные новинки. Например, легкие фонарные столбы с замками в основании, которые «отстегиваются», если в мачту въезжает автомобиль. Или безопасные энергопоглощающие законцовки для тех же самых отбойников.

Однако почти половину стендов Интертрафика заняли паркоматы, «парконы», шлагбаумы, турникеты и всевозможное оснащение для платных стоянок. Например, голландская система фотофиксации нарушений Scan-a-Car: в отличие от наших Парконов, ее «фотомобили» вооружены не двумя, а шестью или десятью камерами. Прямо на ходу такой экипаж и фотографирует, и распознает номера всех автомобилей, припаркованных с каждой стороны дороги. Данные отправляются в головной вычислительный центр не на флеш-карте, а в режиме реального времени, причем в ответ «скан-патруль» тут же получает все данные об автомобиле из полицейской базы. И если тот числится в списке парковочных неплательщиков, нарушителей правил движения или угнанных машин, то к месту стоянки тут же направляется наряд пешей полиции, чтобы оформить «письмо счастья».

Восемь машин Scan-a-Car уже работают в Амстердаме, а на Интертрафике голландской системой заинтересовался и «десант» московского департамента транспорта.

Европейский приоритет номер два — это построение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), то есть комплексов, объединяющих видеоконтроль, анализ транспортных потоков и управление интерактивной дорожной инфраструктурой. Камеры фото- и видеофиксации, «счетчики» плотности потока, мультимедийные придорожные табло, вычислительные комплексы…

И это как раз та область, в которой о себе могут заявить дорожники и транспортники из России.

Благодаря оборонке у нас выжили и развиваются компании, занимающиеся в том числе и разработкой систем фотовидеофиксации. На Интертрафик свои новинки привезли фирма СтройИнвестПроект, выпускающая комплексы Стрелка, и ООО «Технологии распознавания», производитель систем Автоураган и ПаркРайт.

О новой Стрелке-2П, которая призвана работать на пешеходных переходах, мы уже рассказывали (АР №7, 2014). А ведь она выгодно выделяется на фоне зарубежных камер, которых на Интертрафике пруд пруди, — западные системы в основном «заточены» под более простые схемы распознавания видеоизображения: определение номера, фиксация превышения скорости или автоматическое определение внештатной ситуации на трассе по изменению векторов движения объектов на экране (резкое замедление или пересечение траекторий). А Стрелка анализирует более сложное взаимодействие пешеходов с потоком.

Прогрессивно выглядит и новый мобильный комплекс ПаркНет, созданный фирмой «Технологии распознавания», — это мобильный планшет на основе ОС Android, с помощью которого полицейские или парковочные инспекторы могут фиксировать нарушения правил стоянки и парковки. Принцип работы тот же, что и у автокомплексов ПаркРайт на вооружении московских парковщиков: планшет в реальном времени отсылает снимки, координаты и распознанные номера нарушителя на центральный сервер. Чем хуже той же голландской системы Scan-a-Car?

Правда, пока ПаркНетов мало — всего 141 планшет, который весной получил подмосковный Госадмтехнадзор, а вот московская парковочная инспекция с выбором не спешит — шесть ПаркНетов до сих пор проходят полевые испытания у столичных властей.

На InterTraffic приехала и киевская фирма VIT (ее начинка работает в российских камерах Кречет и Автодория), и московская компания Технотраффик (системы сбора платы Rutoll установлены на платных магистралях М4 Дон и Западный скоростной диаметр в Питере), и Simicon, разработчик комплексов Паркон.

Но европейский рынок таких систем давно поделен и практически закрыт для новичков, доступными остаются разве что страны «восточного блока» и Азия — именно там есть спрос, к примеру, на камеры и лазерные детекторы Лира, которые продвигает Simicon.

На азиатский рынок рассчитывает выйти и ЗАО Нефтегазоптимизация (НГО) — одна из немногих российских компаний, которые заявляют о способности разработать «под ключ» системы управления трафиком в городах и на магистралях.

При чем тут газ? Просто изначально айтишники НГО занимались расчетами модели для управления потоками в газпромовских трубопроводах, а потом увидели схожие проблемы и в транспорте. Сейчас на счету НГО запущенная сочинская ИТС, плюс система управления дорожным движением в Санкт-Петербурге — на Кольцевой автодороге (КАД) и на Васильевском острове, где около 600 светофоров объединены в общий автономный адаптивный комплекс с собственными камерами-«глазами» и датчиками-«ушами».

Правда, этим европейцев не удивишь и заказов из-за рубежа у НГО тоже пока нет — разве что признаки интереса из Бразилии, Южной Кореи и арабских стран. Зато в декабре «дочка» НГО — группа CSBI — выиграла тендер на создание системы управления общественным транспортом Москвы, включая интерактивные табло на остановках, онлайн-отслеживание маршрутов и мобильные приложения для смартфонов. Первые результаты — 600 «компьютеризированных» остановок — должны появиться уже в конце июня. Посмотрим, будет ли чем похвастать россиянам на следующем Интертрафике.

 

Сергей Знаемский
Газета АВТОРЕВЮ, АР №: 10, 2014 год